Рига, правка фото, фото, экскурсии, фотографии

andi_proc

От модерна до модернизма...

О местах и местечках Риги, Латвии, Прибалтики... и не только.


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Рига, правка фото, фото, экскурсии, фотографии
andi_proc

Лиепая (часть 7): Модерн!

Этот репортаж о Лиепайском Модерне (с большой буквы, а ещё и с восклицательным знаком)!
Просто я, как житель Риги, люблю модерн, а Лиепая, второй город по модерну в Латвии.., да что там, всей Прибалтики, город в котором рождается ветер, уступит модерном только столицам и то, Вильнюсу с Таллином под вопросом ;-)



Модерн, или как у нас его чаще называют — югендстиль, в Лиепаи представлен весьма широко, могло быть ещё шире, но коррективы внесли мировые войны :(
В 4-й части -  я показал павильон центрального рынка. Местные искусствоведы говорят что он один из красивейших (в этом стиле) во всей Европе. Понимаю что преувеличивают, тем не менее, здание достойно пристального внимания (детали).



Немного истории:
Лиепая стала городом с 17-го века. В начале 18-го века здесь сооружался порт и был прорыт канал (вдоль которого я прогуливался в 5-й части). В это же время расцвели торговля и ремесленничество . В 19-м веке стала развиваться промышленность, а со второй половины 19-го века место приобрело популярность как морской курорт, здесь стали регулярно гостить члены императорской семьи, российская и европейская аристократия.
В самом конце 19-го века был разбит Приморский парк протянувшийся на 3 км вдоль берега, тогда же в городе строилось много доходных домов, что совпало с эпохой модерна!

1. А теперь вернёмся к тому зданию, кусочек которого попал на заставку. Это самое высокое здание Лиепаи, построенное в югендстиле.
Из-за первоначальной покраски и размеров получило прозвище - Голубое чудо!



1а. 1913 год, массивно, строго и достойно большого города. Если бы не война, город однозначно бы стал центральным прибалтийским курортом!



2. Вот ещё одно крупное здание в стиле югенд, в закатном солнышке смотрится особо эффектно.



3. А как вам это, с башенкой?! Улица Грауду, она прилегает к Площади роз и тут много модерна!



3а. Грауду 44, здание содержит много растительных и животных мотивов..!

Единственное, состояние фасада оставляет желать лучшего, да и 1-й этаж сдаётся, торговля в городе ныне не бойкая.



4. Рядом с ним, весьма элегантный домик в 3 этажа.



5. Ну а это самое шикарное здание (Грацду 45), не только на этой улице, но и во всей Лиепаи! Оно фигурировало у меня на заглавной фото 1-го репортажа. Рассмотрим его внимательно...









6. Смотрим что тут ещё интересного.., не модерн, но весьма примечательное здание, скорее всего перестроенное.
А вот за ним, то что нам нужно по теме репортажа! ;-)



7. Детали первого из них, вертикальный модерн.



8. Второе же, у нас называют не иначе, как Национальный романтизм, а по-простому это Северный модерн :)



9. Гуляем дальше... Детали оформления небольшого домика.



10. Авоту 4, примечательное здание, говорят здесь сохранилась и внутренняя отделка.
Пусть и облупилась кое-где штукатурка, изящество оформления всё-равно восхищает!



10а. Рассмотрим поближе часть фасада.



11. Ещё один замечательный домик в Национальном романтизме.



11а. Это тот самый, что у сквера в 4-й части.




12. Поздний югендстиль в ожидании косметического ремонта.



13. Это здание уже более позднего перриода, но посмотрите - все окна (старые и новые) в едином стиле. Всё-таки хорошо когда к историческим зданиям выдвигаются жёсткие требования по сохранению внешнего вида.



14. Ещё одно исполинское здание. Чем не Рига? :)



14а. Боковой вид.



А теперь выйдем на улицу Лиела (большая), здесь располагаются парочка шикарных образцов модерна в отличном состоянии!

15. Вот первое из них, 1906 год - декоративный модерн.



15а


16. А напротив, 1909 год - национальный романтизм.



16а. Примечательный вид на это здание сверху!



17. Ещё из интересного по модерну, что попало в объектив моей камеры.



18. А тут, обратите внимание на асимметричный балкон! Нет, второй не обвалился, так всё было задумано изначально ;-)



19. Томный вечер, одинокий путник возвращается домой...



20. А завершу я репортаж по Лиепайскому модерну, на этом тандеме старого и нового.



20а. Левое здание действительно историческое - 1914 год, разве что современную мансарду прикрутили, но это его не испортило.




Наверняка несколько интересных зданий я пропустил, но по крайней мере, это один из самых подробных репортажей по Лиепайскому модерну в ЖЖ! ;-)

делайте перепосты, оставляйте комментарии, пусть люди любуются не стареющей красотой...


  • 1
В Риге альбом продавался про лиепайский модерн. Я все думал его купить, но слишком дорого стоил стоил, около 40 евро, не стал покупать.

Да, за такие книги дерут по полной!

Думал купить, но потом понял, что все равно туристов туда не вожу и пожмотился :-(

Очень интересный модерн. Пиршество для глаз, и облупленность неважна.

Да, а своими глазами ещё интереснее!

Крупнейшим курортом не стал бы определенно (слишком сильна конкуренция со стороны куроротов Пруссии, в РИ - Юрмала же), а вот торговым и пассажирским портом, достойным конкурентом Риги - стал бы стопроцентно. При этом Лиепая ведь не была даже губернским городом - а уделывала губернский Ревель в два счета, что даже по этим снимкам видно....

Да.., когда-то ходил пароход Лиепая - Нью-Йорк!

8. У здания на этом снимке есть "близнец" в Таллинне, на углу Рауа и Крецвальди :-)
На самом деле Крастиньш знает какую-то туеву хучу различий между северным модерном и национальным романтизмом, но это уже на очень большого эстета.

Национальный романтизм содержит национальные этнические мотивы, вот, по сути, и вся разница :)
А сколько, примерно, зданий в стиле модерн в Таллине?

Без учета деревянного модерна - меньше, чем у меня пальцев на двух руках

Во как, а я думал десятка 2-3 наберётся.
Ясно, тогда Лиепая явно опережает Таллин по этому показателю.
Что до деревянных строений, они у вас, на удивление, отлично содержатся!

Ну, навскидку - Дом с драконами, Дом с лорнетирующим и кошкой, Дом со львами (Розенбаум), дом Буша, дом на углу Крейцвальди и Рауа ("брат" лиепайского) (Бурман), дом Сааринена (Сааринен :-)), особняк Лютера (Васильев и Бубырь) - это если брать по жилым. Хорошо, еще из каменного - Немецкий театр, клуб фабрики Лютера, театр Эстония.

=Здание получило прозвище - Голубое чудо!=
Самое страшное место Лиепаи. Именно в этом здании разместился Лиепайский отдел НКВД и "милиция" во главе с товарищем Ботаникером. Именно там убивали посредством вброса ручных гранат в камеры для заключённых. Результаты можно созерцать в книге "Байгайс гадс".

Кстати, практически рядом, на Тома 36, там где сейчас школа, находилось управление SD, где тоже творились те ещё события. Но уже под другим флагом. Там того Ботаникера и шлёпнули за дела его скорбные.

(Анонимно)
"да что там, всей Прибалтики, город в котором рождается ветер, уступит модерном только столицам и то, Вильнюсу с Таллином под вопросом ;-)"

Это вы сам придумали? Хвастовства вам не отнять. :-)))) Но объективно Вы неправы. Сравнивать с Таллином и Вильнюсом такие провинциальные городки, хоть и с единичными чем-то интересными зданиями в стиле модерн, совсем не серьезно. Там совсем другой масштаб.

A также вы забыли Клайпеду и Шилуте, где модерн называется югендом.

Уважаемый, не поленитесь почитать посты выше и то что в Таллине модерна меньше чем в Лиепаи, подтвердил весьма эрудированный человек оттуда Josef Kats.
И Вильнюс я неплохо знаю, там Модерна довольно мало, 3-4 десятка зданий на весь город наберётся и ладно.
В Клайпеде модерна (югендстиля, арт-нуво) тоже не много, вряд ли больше Лиепаи (и по кол-ву и по качеству уступит), про Шилуте вообще не в курсе, что за городок такой?

(Анонимно)
Уважаемый Андрей. Вы ошибаетесь. В Таллине есть и театры с интерьерами, и дома с химерами и пр. В Вильнюсе один только дом по ул. Кауно 2 помещал наверное всю довоенную Лиепаю. Вообще, в Вильнюсе модерна сотни зданий. Интерьеры, фасады и пр. Есть например несколко залов в стиле модерн. Пр. Гедиминаса 7, пр. Гедиминаса 24, пр. Гедиминаса 35, ул. Аушрос Варту 2 и др. В Клайпеде зданий в стиле модерн несколько сотен. Это и библиотека Симонаитите, гимназия королевы Луизы, гимназия принцессы Августы Виктории, жилые дома по ул. Манто, Донелайче, Лиепу, Тургаус, пл. Лиетувнинку, ал. Мажвидаса и многие другие. В Шилуте сохранился весь немецкий центр города. Застройка преимущественно югенд. Дома в 3-4 этажа, почта в стиле югенд, дворец, мост, пожарная станция, фонари и пр. :-)

Хорошо, что бы я поверил в реальность большого наследия модерна в Литве, не поленитесь тогда дать ссылки на репортажи (или сайты) по модерну Вильнюсы и Клайпеды ;-)

(Анонимно)
В Литве модерн не популярен. Так как это архитектура начала 20 века, новая. В Литве гордятся готикой Вильнюса, Каунаса и Кедайняй, также ренессансом Вильнюса и Каунаса, Кедайняя, Барокко в Вильнюсе, Каунасе, классицизмом городов. Также по отдельным другим небольшим городам и местечкам есть единичные памятники готики, ренессанса, барокко. Ну там ренессанс в Виденишкес, барокко в Лишкяве, Шилуве и пр. А вот новые стили мало кого еще заинтересовали. Разве только католическое движение, программа по строительству в 1904-1914 неоготических костёлов, и что интересно, не в самых крупных городах, а в местелисах, малых городах, посёлках или базныткаимисах (дословный перевод kaimas + bažnyčia "деревня с костёлом").

Это интересный феномен. За 10 лет было построено несколько сотен костёлов в стиле нео-готика. Лучшие образцы в Рокишкисе, Паланге, Друскининкай (архитектор некий главный зодчий в Польше того времени), деревне Шатейкяй (сравнивают с костёлом в Шверине и Берлине), посёлках как Моседис, Аланта и другие. Про них, да, есть отдельные исследования.

А вот модерн и историзм не интересуют исследователей. Так что инфо найти крайне сложно. Даже по деревянному зодчеству Литвы есть как минимум десять профессионально подготовленных книг по Каунасу, Вильнюсу, Друскининкай, Паланге, Бирштонасе и др. городах, сайты как archimede. эл тэ. А по модеру просто terra incognita. Пожалуйста, Андрей, можете сам стать первоотркывателем! В Клайпеде, Шилуте. Конечно в Вильнюсе. В Каунaсе нет модерна, но есть арт деко. Тоесть, в 1920-1930 строили в старых стилях, арт деко с элементами модерна. Сотни примеров.

По литовскому модерну мне известна лишь одна книга:
Nijolė. Lukšionytė-Tolvaišienė. "Istorizmas ir modernas. Vilniaus architektūroje". Vilnius, 2000 [Историзм и модерн в архитектуре Вильнюса]

А по другим городам ничего нет. Если только самому искать информации.

Примеры могу показать. Вот из Клайпеды, например.
Забивайте адрес в гуглю.
H.Manto g.30, Klaipėda
Lietuvininkų aikštė 3,Klaipėda
K. Donelaičio gatvė 4, Klaipėda

Или Nemuno g. 2 ir 18, Klaipėda
Puodžių g. 4/27, Klaipėda
K. Donelaičio g. 8, Klaipėda
Smiltynės g. 20, Klaipėda
Liepų g. 10, Klaipėda
Liepų g. 23, Klaipėda
Liepų g. 28, Klaipėda
Ligoninės g. 5, Klaipėda
H. Manto g. 49, Klaipėda
H. Manto g. 54, Klaipėda
Tiltų g. 13, Klaipėda
и многие другие здания.

По Вильнюсу будет слишком много. Просто погуляйте по проспекту Гедиминаса, улицам Басанавичяус, Театро, Жигиманту, Йогайлос, Якшто, Паменкалнё, Исландиёс, Каштону (например Kaštonų g. 5 и др.), Шермукшню, Савицкио, Домашевичяус, Валанчяус, Чюрлёнё, Тилто, Кауно (например Kauno g. 2) и другим. На каждой из них есть по одному или несколько примеров, на Паменкалнё и Савицкио даже целые кварталы в стиле модерн.

По Шилуте, вот несколько примеров
Tilžės g. 10, Šilutė
Дом-гигант как для Шилуте. Там таких не один Lietuvininkų g. 11, Šilutė
Lietuvininkų g. 23, Šilutė
Lietuvininkų g. 24, Šilutė
Очень необычный декор Lietuvininkų g. 31, Šilutė
Lietuvininkų g. 38, Šilutė
Lietuvininkų g. 59, Šilutė
Klaipėdos g. 4, Šilutė
Lietuvininkų g. 60, Šilutė
Lietuvininkų g. 70, Šilutė
Lietuvininkų g. 10, Šilutė
Lietuvininkų g. 8, Šilutė
Lietuvininkų g. 1, Šilutė
И так далее и тому подобное на главной и на боковых улицах. Хотя по сути старая часть Шилуте это одна длинная улица. Вот только деревья эту архитектуру заслоняют. Да и Шилуте малый городок, не хватает денег содержать красоту в надлежащем состоянии. Еще например веранда дворца Хуго Шоя в Шилуте фантастическая. Там деревянные детали модерна такие "танцующие".

Я знаю что в Литве (особенно в Вильнюсе) гордятся барокко и ренессансом. Что до ново-готики, то такого добра хватает и в Латвии и в Эстонии, да и вообще Рига с Таллином, как более северная архитектура с немецким уклоном, более готична.

Ну и для такой активности в ЖЖ, не плохо было бы зарегистрироваться ;-)

(Анонимно)
Всё таки нет. Если говорить по нео-готике, так в Прибалтике Литве по этой графе равных нет. Да, в Таллине, Риге есть по несколько готических соборов, в Риге также есть несколько нео-готических. Особенно выразителен нео-готический собор с башней 68 м. на главной улице Бривибас. Но готических жилых или складских зданий в Риге вроде нет вообще. Разве что перестроенный десятки раз бывший замок меченосцев, там где Яня Сета. Но и это реконструцкия. В Таллине готические дома есть. Хотя и немного. В Вильнюсе готических зданий около 400, но многие из них перестроены в следующие века. Фасады ренессанс, барокко, классицизм и историзм, а готика в основном в деталях: кладка, интерьеры, своды, подвалы, некоторые детали фасадов. Готических фасадов в чистом стиле всего несколько десятков. То же и по вильнюским храмам. Если вильнюсский храм Св. Йоаннов барочный, так внутри (здание расширили в сторону улицы и старый портал оказался внутри) есть готический портал, пилоны, своды. Кафедра если классическая, так некоторые усыпальницы готические, столбы-пилоны внутри готические, отдельные элементы, само внутреннее пространство. Тоесть наслоения. В чистом стиле всего несколько. А вот в Каунасе другая ситуация. Готических костёлов аж 9, жилых домов в стиле готика более 50. Так это по городам. Правда, по готике, в Латвии есть немало немецких замков с деталями в стиле готика (кстати, странно, что в Лиепае нет замка). В Литве же готика в провинции тоже есть. Монастыри, отдельные храмы в разных посёлках. Но если вернутся к нео-готике, в Латвии кроме нескольких храмов Риги, одного костёла в Даугавпилсе и одного в Лиепае, одного дворца-замка близ Риги (кажется резиденция мэра города?) нео-готики практически нет. В Литве ситуация здесь другая. Почти каждый исторический посёлок имеет нео-готический храм. И это удивляет. Те храмы построены на пожертвования жителей тех городков/посёлков. Так взять посёлок Виджяй. В начале 20 века селяне за несколко месяцев собрали тысячи царских золотых рублей на строительство. Типичная история. Также дворянство свои неслыханные состояния дарили на строительство храмов. Типичный пример это Рокишкис. Дворяне Тызенгаузены. Немецкий род. До 16 века жыли в Ливонии. Потом и в Литву стали перебераться. В Риге в главном соборе Тызенхаузены из Рокишкиса финансировали витражи. На некоторых изобразили сами себя. А в Рокишкисе они влили миллион золотых рублей и позвали мастеров из Вены (башню спроектировал австриец из Вены), Парижа (алтари), немецких зодчих из Риги, кирпичи из Германии везли и блоки на каменный цоколь из Финляндии и т.д. Часто эти храмы строили знаменитые архитектора. Латвийцам известна фамилия шведа Эдуарда Страндманна (Karlas Eduardas Strandmanas, Karl Eduard Strandmann, Kārlis Eduards Štrandmanis). Он архитектор нео-готического собора в Лиепае. В Литве спроектировал десятки костёлов по малейшим посёлкам. Все примерно такого масштаба как Лиепайский красавец. Это костёлы таких посёлков как Илакяй, Грузджяй, мавзолей-часовня Тышкевичей в Кретинге, Салантай, Аланта, Рамигала, Жёбишкис, Келме, Швекшна, Паланга, Вилкия, Акмене, Плунге, Куляй и другие. Например на момент строительства храма в Грузджяй, там жило всего 1,2 тыс. жителей. А храм впечатляет. Как пишет специалист по архитектуре Регина Янкевичене, костёлы Страндманна удивительно выделялись в этих посёлках: на фоне убогих, малых домиков мелких городков, башни этих костёлов стреляли на 50-70 метров вверх и были видны из далека. Эти храмы урбанистически организовали всё пространство этих мелких городков и были важнейшими доминантами. Видите ли, католики любят выделятся. Чего не cказать про протестантскую скромность и выдержанность.

Другой архитектор уровня Страндмана был литовец из Кайшядориса Вацловас Михневичюс. Спроектировавший десятки нео-готических костёлов в Виленской губернии. Самый выразительный пожалуй в литовской деревне в Островецком районе Белоруссии - в Гервечяй, Гервяты. Белорусы этот костёл называют самым высоким и самым красивым в стране. И другие зодчие, конечно. Вообще, литовцы, как архитектора, так и заказчики, на начало века искали своего "национального" стиля и таким выбрали готику. А вот латыши создавали свою архитектурную школу и свой стиль "национальный романтизм" и "национальный модерн". :–)

(Анонимно)
Я родилась в Риге. С 5 ти лет живу в Лиепае. Периодически проживала в Риге. Оба города знаю отлично. Естесственно не каждый исторический дом. Могу сказать, Рига это нагромождение. Там перебор. В Лиепае как-бы недобор этих зданий.

Либо они как- то хаотично разбросаны.Или же город пострадал от войны и поэтому архитектурно не завершен. Но я его обажаю. Более красивого еще не видела. Хотя и езжу постоянно по Европе и Англии. Огромное Вам спасибо за справедливую оценку Лиепаи!

Пожалуйста, это приятно. Смотрите другие репортажи, и оставляйте комментарии, желательно не анонимно.

(Анонимно)
Огромное спасибо!

  • 1
?

Log in